Объясняю еще раз и популярно.
Практически все тургруппы едут по "спискам". Если, конечно, изначально при продаже тура туроператор не оформляет отдельную турвизу "F" каждому из туристов. Но это - только по заранее состоявшейся договоренности с туроператором. При оформлении групповой визы - т.н. "списка", в нем указывается маршрут следования группы. "Список" оформляется на основе межправительственного соглашения России и Китая о развитии туризма. По указанному списку группа может путешествовать по Китаю в течение 15 суток. Буквально год назад срок был до 30 суток, но сократили, опять же по обоюдному согласию. Объем списка - т.е. количество человек в группе - не менее 5 человек. В паспорте при этом никакой отметки, кроме как пограничного штампа о въезде в страну, не делается.
Путешествовать при наличии списка вне маршрута, конечно, можно, но только на свой страх и риск. Т.к. это - незаконно. Как говорится, нельзя. Но если очень хочется - можно. То же самое, как езда за рулем в пьяном виде. Попадешься-не попадешься. Штраф - 600 жмб. в сутки, но не более 5000 жмб., так что хоть год можно там торчать, более 5 тыс. штрафа все равно не возьмут. Штраф налагается также как за выезд по просроченной визе или списку. Но обычно можно сторговаться с пограничниками, отдав за все про все - 1000 или 2000 жмб. Система взяток в Китае очень распространена. А так есть риск получить красный штамп в паспорт и попасть в компьютерный банк лиц, которых уже не пустят в Китай ни по визе ни по списку.
Насчет перемещения:
Недаром в одном из предыдущих постов речь шла о перемещении на такси. Если бы такой турист попытался приобрести ж\д или авиабилет -на 90 % - был бы остановлен полицией и ему долго бы пришлось объяснять, почему он в Китае находится без визы и где его группа со списком.
Насчет полиции: действительно просто так, в отличие от России, на улицах иностранцев не останавливают. Особенно, если это в курортных, либо просто больших городах. Но есть места, где проверка документов у иностранцев - дело обычное. Особенно, если иностранец - один и без сопровождения китайцев. Это - вокзалы, аэропорты, морские порты.
Пугать я никого не пытаюсь, просто предупреждаю, чтобы люди не попадали по незнанию в неприятные ситуации.